Расследование. Спецшины для тестов?

Спецшины для тестов Опять Роберт Колин! В 1997 году этот автомобильный журналист из Швеции прославился тем, что на ровной дороге перевернул новехонький Mercedes A-класса. Скандал обернулся приостановкой производства, доводкой подвески, установкой на все Мерседесы системы стабилизации и — колоссальными потерями для именитой фирмы, материальными и моральными. И вот — новый скандал. Теперь Роберт Колин заинтересовался шинами…

Ситуация развивалась примерно так. Ознакомившись с результатами очередного сравнительного теста зимних шин (речь идет об испытаниях, которые совместно проводят несколько изданий — Авторевю, финский журнал TM, норвежский Motor и шведский Auto, Motor and Sport), Роберт Колин задался вопросом: а действительно ли испытания прошли точно такие же шины, что поступают в розничную продажу?

Дело в том, что шины для подобных тестов, как правило, приобретают сами журналы — в обычных магазинах. Так поступаем мы, так поступают и наши скандинавские коллеги, вместе с которыми мы проводим тесты. Но бывают ситуации, когда журналисты все же вынуждены обращаться к производителям. Вот, например, сравнительные тесты зимних шин. По понятным причинам эти тесты проводятся зимой или ранней весной. Но поскольку ложка дорога к обеду, то и результаты этих испытаний публикуются примерно через полгода, осенью, когда многие автомобилисты размышляют над выбором зимней обувки. Меж тем и сами производители планируют выводить на рынок новые модели осенью, когда спрос на зимние шины особенно высок. В таких случаях журналисты обращаются к шинникам с просьбой предоставить им на испытания несколько образцов новых шин за несколько месяцев до того, как они появятся в продаже.

Обычно шинники соглашаются: результаты подобных тестов оказывают огромное влияние на формирование спроса. К тому же, каждая новая модель шин, как правило, лучше предыдущей, причем по ходу создания новой шины проводятся и «внутризаводские» сравнительные тесты с шинами-конкурентами. То есть, шансы на победу у новых моделей особенно велики. А то, что на испытания будут предоставлены именно «товарные» шины, а не какие-нибудь экспериментальные или собранные по специальной технологии, всегда считалось само собой разумеющимся: какие бы барыши ни сулила победа в сравнительном тесте, репутация дороже.

Но Роберт Колин засомневался. Подобно тому, как это сделали сотни тысяч других читателей журналов, он пошел в магазин — и купил лучшие (по результатам теста) нешипованные шины Continental ContiVikingContact 3. Но ставить их на автомобиль не стал, а позвонил старым друзьям, работающим на финском заполярном полигоне Test World: не осталось ли тех шин, что испытывались прошлой зимой? Шины остались.

Распиливание ContiVikingContact 3

«Тестовую» и «магазинную» шины распилили — и обнаружили, что они заметно отличаются…

Когда появились подозрения, что фирма Continental готовит «специальные» шины для журналистских тестов и презентаций, было решено распилить несколько покрышек ContiVikingContact 3 — из числа «презентационных» и тех, что были куплены в магазине.
Разница в толщине боковин разных покрышек достигает 3,5 мм

Измерения показали, что разница в толщине боковин разных покрышек достигает 3,5 мм.

На основе масс-спектрального анализа образцов протектора эксперты пришли к выводу, что резина различных шин была приготовлена по разным рецептам.

podstava-4

В принципе, такое возможно. По ходу наших тестов мы не раз сталкивались с тем, что год от года некоторые потребительские качества одной и той же модели шин могут изменяться. Ведь серьезные фирмы работают не только над новыми моделями, но и над «апгрейдом» шин текущего модельного ряда. Правда, этот «апгрейд» порой проводится не столько для улучшения потребительских качеств, сколько для снижения себестоимости производства… И все же отличия, выявленные при обследовании двух различных образцов шин ContiVikingContact 3, показались Роберту Колину слишком серьезными.

А еще Колин и его друзья вспомнили откровения некоторых сотрудников фирмы Continental. Мол, первенство в подобных сравнительных тестах так сильно влияет на спрос, что разумно завести специальный отдел или лабораторию, где занимались бы «спецсборкой» шин для тестов и презентаций. Ведь приоритеты журналистов в оценке потребительских качеств шин при проведении подобных испытаний известны, а уж создать несколько комплектов «победоносных» шин — дело техники. Во всяком случае, для такой фирмы, как Continental, с ее колоссальными научно-исследовательскими ресурсами.

Вы спросите: а почему бы именно такие «победоносные» шины не запускать в серийное производство? Не так все просто! Точнее — не так все дешево. При массовом производстве важен каждый евроцент себестоимости, и никто не будет тратить эти центы, например, на добавку более дорогих компонентов в состав резины, если можно обойтись и без этого. Тем более что от изменения химического состава может пострадать, скажем, «ходимость» шин — качество, которое столь важно для всех водителей, но которое, увы, обычно остается за рамками «журнальных» испытаний.

Изыскания Роберта Колина повлекли то, что минувшей зимой, все на том же полигоне Test World, был проведен еще один сравнительный тест. Но сравнивали не все шины «большого» теста, а лишь две модели — те, что заняли первое и второе места: Сontinental ContiVikingContact 3 и Nokian Hakkapeliitta RSi. Причем на сей раз все шины были куплены в магазинах.

Зачем понадобилось две модели, если тень сомненья пала только на шины Continental? Дело в том, что воспроизвести в полной мере условия предыдущих зимних испытаний невозможно в принципе: изменились температура, влажность, плотность снега… Так что шины Nokian были выбраны как «референсные», тем более что в «большом» тесте они заняли второе место. Результаты, показанные шинами Nokian, брались за 100% (это относится как к «большому», так и к повторному тесту), и с этой величиной сравнивались переведенные в проценты результаты испытаний шин Continental. Повторные испытания проводились по усеченной программе, лишь в нескольких дисциплинах.

При торможении на льду выяснилось, что если в ходе первого теста шины Continental уступали шинам Nokian 3% (то есть длина тормозного пути была на 3% больше), то в ходе контрольного теста эта разница составила, в зависимости от температуры за бортом, от 7 до 11%.

Схожая картина — при измерении динамики разгона. В прошлогоднем тесте шины Continental уступали шинам Nokian 7%, а сейчас, в зависимости от температуры, от 2 до 16%, что говорит еще и о том, что сцепные свойства стали в большей степени зависеть от температуры, нежели в ходе первого теста.

Скоростное движение по ледяному кругу (оценка сцепных свойств в поперечном направлении) не привело к изменению приоритетов: в обоих случаях шины Continental уступили шинам Nokian лишь 1%.

А вот тесты на управляемость на сухом асфальте вновь изменили расстановку сил: если раньше шины Nokian проигрывали шинам Continental (при оценке по десятибалльной шкале шины набрали 6 и 7 баллов соответственно), то в «контрольном» тесте шины Nokian вырвались вперед: 7 баллов, а у шин Continental — 6 баллов.

Измерили и твердость резины протектора. Те шины Continental, что были предоставлены для теста заводом, были мягче: в среднем, твердость протектора составила 50 единиц по Шору, в то время как у «магазинных» шин — от 52 до 53 единиц. (Помните, что «мягкие» шины обычно обеспечивают лучшие сцепные свойства, а «жесткие» — более высокую «ходимость»?)

Дальнейшие испытания проходили в лаборатории, оснащенной масс-спектрографом. Главная цель — оценить, насколько изменилось соотношение резины на основе натурального каучука с другими компонентами. В данном эксперименте было важно не столько само это соотношение, сколько то, сильно ли отличается состав «тестовых» и «магазинных» шин. В лабораторию передали три фрагмента протекторов: один кусочек — от «заводской» шины, два других — от «магазинных».

Анализ показал, что если содержание резины в двух «магазинных» шинах отличается между собой лишь чуть-чуть, то по сравнению с «тестовой» шиной это отличие было весьма существенным. Люди, знакомые с шинным производством, сошлись во мнении, что такие «разбросы» в составе резиновой смеси случайными быть не могут. По крайней мере, если речь идет о современном высокотехнологичном производстве.

В другой лаборатории проанализировали структуру каркаса шин. Вывод был таким: разница между шинами из магазина и теми, что предоставил завод, лежит за пределами «технологических допусков»…

Что в итоге? Главный вывод стар, как поговорка «доверяй, но проверяй». Поэтому отныне мы тоже будем проверять. Время от времени будем покупать в магазине образцы шин, принявших участие в сравнительных тестах — и проводить повторные измерения. И в первую очередь это относится к шинам, которые в свое время были нам предоставлены производителями.

А что до «зимнего» скандинавского теста, то читатели, сделавшие после нашей публикации в АР №19, 2004 свой выбор в пользу шин Continental, могут быть спокойны. Ведь результаты повторных испытаний показали, что и в «магазинном» исполнении шины Continental ContiVikingContact 3 по-прежнему очень хороши. Они все равно оказались бы в лидерах сравнительного теста, хотя и не на первом месте.

Категорично утверждать, что фирма Continental действительно предоставляет для тестов и презентаций «специальные» шины, мы не будем. Даже несмотря на то, что из уст сведущих людей не раз звучали намеки, что так, мол, поступают чуть ли не все производители шин. Быть может, за исключением фирмы Michelin. Да и «секретный отдел», если он и существует, на то и секретный… Как говорится, не пойман — не вор. И все же мы обязаны были рассказать нашим читателям об этой истории. Несмотря на то, что она бросает тень и на результаты наших сравнительных испытаний шин. Мы извлекли урок и хотим, чтобы об этом знали те, кто нам доверяет.

Здесь бы и поставить точку. Но вспоминается другой эпизод.

В начале этого года эксперты Авторевю испытывали «скоростные» летние шины в Южной Африке (см. АР №5, 2005). И были очень удивлены тем, что шины Continental SportContact 2 с треском провалились как в «мокрых», так и «сухих» дисциплинах, заняв в итоговой таблице последнюю строчку. Это особенно озадачило нашего эксперта Олега Растегаева. Ведь еще недавно, побывав на «ездовой» презентации этих шин, он хвалил их за отличные сцепные свойства… Олег уверяет, что «презентационные» шины были несравнимо лучше тех, что мы получили от южноафриканского дилера. Учитывая огромный опыт Растегаева как испытателя шин, ему можно верить. Значит… Что это? Двойные стандарты, или подобные «разбросы качества» по-прежнему лежат в пределах «технологических допусков»? И какое из этих двух зол меньшее?

Из уст представителей фирмы Continental прозвучали странные доводы: оказывается, все дело в том, что испытанные шины были изготовлены в Южной Африке с учетом специфики местной эксплуатации… Простите, а где, как не в Южной Африке, эти шины провалились во всех видах испытаний? И потом, никаких специфических условий эксплуатации мы в ЮАР не обнаружили. Если не считать более высокой вероятности того, что на дорогу выскочит антилопа или обкуренный абориген. Но именно эти факторы, по идее, предполагают еще более высокие требования к сцепным качествам шин…

Помнится, после того, как Роберт Колин перевернул Мерседес А-класса, из Германии зазвучали высокомерные упреки. Мол, кто он такой, этот швед, чтобы упрекать в неустойчивости наш автомобиль, созданный лучшими конструкторами и испытанный лучшими испытателями? Вот и самая объективная и независимая немецкая пресса уже успела присудить Мерседесу А-класса ряд престижных наград!

Чем эта история закончилась, мы уже знаем. Знаем и о том, какие уроки извлекла из нее автомобильная индустрия. Причем уроки эти касаются не только подходов к доводке управляемости и устойчивости, но и взаимоотношений с прессой. Так что у производителей шин есть шанс поучиться на чужих ошибках — и не наступать на те же грабли.

P.S. Когда этот материал был готов к печати, из московского представительства компании Continental нам прислали пресс-релиз, изданный еще 19 января 2005 года. В нем говорится, что все обвинения в адрес фирмы Continental беспочвенны, что никаких секретных отделов, готовящих шины специально для журналистов, нет, а то, что толщина боковин разных шин различается на 3,5 мм, так это лежит в пределах технологических допусков и никакого влияния на качество шин не оказывает. Здесь же сказано, что высочайшее качество шин Continental подтверждено не только результатами тестов, проведенных авторитетными и независимыми изданиями, но и рыночным успехом: в 2004 году компания продала по всему миру около ста миллионов шин…

Любопытно, что в пресс-релизе упоминается статья, якобы опубликованная в финском журнале Test World. На самом деле, речь, вероятно, идет о крупнейшем финском журнале ТМ (Tekniikanmaailma, Мир техники). А Test World — это известный заполярный полигон, где проводятся самые разные испытания, включая и тесты шин.

Впрочем, какая разница? Ведь в прошлом году фирма Continental продала по всему миру около ста миллионов шин.

Михаил ПОДОРОЖАНСКИЙ
Фото журнала ТМ (Финляндия)
Источник: Авторевю

This entry was posted in Шины и диски.