badguy
Интересный был репортаж по Евроньюс, как какие то британцы приехали в Грецию, через всю Европу, по пути заправляясь в ресторанах... отработанным подсолнечным маслом! На котором Pommes Frites жарят! Вот ето номер , как они доехали, непонятно, и ваще вся физика процесса осталась для меня загадкой!
Loading
Toyota и нормаль-80
Модераторы: Vic, Pilot SH, LoneWolf
Сообщений: 21
• Страница 2 из 2 • 1, 2
Alec дизель
Мицу Аут JF|2.4 АКПП 4х4 газенваген|5.2011|102.000- зайчык серенький
Хай|2.4 4х2 газенваген|8.2006|380.000-сукизамочили
Picnic SXM10|2.0 газенваген|11.2000|243.000-продан
Carina E Flash|1.8|1997|265.000-продана
Лучший Форд - Тойота (с)
Хай|2.4 4х2 газенваген|8.2006|380.000-сукизамочили
Picnic SXM10|2.0 газенваген|11.2000|243.000-продан
Carina E Flash|1.8|1997|265.000-продана
Лучший Форд - Тойота (с)
-
Shura - Пилот F1
- Сообщения: 8036
- Зарегистрирован: 27 июн 2005, 09:35
- Откуда: Capital of Republic Гандурас
Alec
дизельный атмосферник спокойно заведёться на растительном масле. но - так проездить он сможет недолго. поэтому эта дорога у них была "в один конец". попробовали бы они хотя бы полгода так покататься. там банально засрётся система топливная налётом да и насос смазку тоже требует.
дизельный атмосферник спокойно заведёться на растительном масле. но - так проездить он сможет недолго. поэтому эта дорога у них была "в один конец". попробовали бы они хотя бы полгода так покататься. там банально засрётся система топливная налётом да и насос смазку тоже требует.
-
badguy - Пилот F1
- Сообщения: 5125
- Зарегистрирован: 08 май 2007, 17:21
- Откуда: минск
Больной вопрос
--------------------------------------------------------------------------------
Качество бензина - больная тема для нашей страны. Лет 10 назад обычный 92-й был в Минске дефицитным товаром. Заправлялись где придется и чем придется. На АЗС отпускали не больше 20 литров на одну машину.
--------------------------------------------------------------------------------
Со временем ситуация улучшилась: в продаже - все виды бензина, ограничений по "дозе" нет. Но народ продолжает роптать: плохой бензин! Причем недовольных качеством нашего топлива за последние год-полтора стало значительно больше. Особенно тех, кто заправляется 95-м. Нареканий много, а информации мало. Мы решили разобраться в этой проблеме и публикуем первый материал из серии "Бензиновые войны". Очень надеемся, что наш "фильм" не станет сериалом, а будет очень коротким, с обязательным хэппи-эндом. А пока "смотрите" первую серию.
Мнения и факты
Автолюбители разделяют все заправки на "хорошие" и "плохие". Заправщики к общественному мнению относятся пренебрежительно. Мол, бензин, который продается, проходит через систему контроля качества Госстандарта, соответствует ГОСТу и ТУ. А если машина глохнет, не тянет, "чихает" - будьте добры, регулируйте зажигание, меняйте свечи, ремонтируйте двигатель, но не вешайте всех собак на "плохой бензин".
Что ж, справедливо. Но есть и контраргумент: если уж заправка заслужила в народе имидж неблагонадежной - наверняка есть причины. И примеров предостаточно. В середине сентября прошлого года "стали" 8 машин "Скорой помощи" предприятия "Минсксанавтотранс". Причина - централизованный завоз некачественного бензина А-76... По информации "Национальной экономической газеты", в конце лета 2003 г. на площадках дилеров скопилось несколько VW Passat B5, нуждающихся в капремонте двигателя. Средний пробег машин - 6000 км. Анализ бензина в баках выявил несоответствие топлива параметрам заявленного сорта...
Сомнительное качество топлива в Беларуси косвенно подтверждается и тем, что многие автодилеры (например, "Автопромсервис", "Атлант Моторс", "Холпи Авто", "Юкола Авто") открыто советуют клиентам заправлять новые автомобили не 95-м, а 92-м бензином, сохраняя при этом заводскую гарантию.
Урок химии, 11 класс
Всем известно, что автомобильное топливо делают из нефти. С точки зрения химии нефть - это сложная смесь парафиновых, нафтеновых и, реже, ароматических углеводородов. Состав конкретной нефти почти всегда уникален. Например, парафиновые нефти - это 62 процента и более твердых углеводородов. Нефть из Персидского залива (в том числе иракская) содержит меньше парафинов и считается более качественной.
Нефтеперерабатывающих заводов в Беларуси два - Мозырьский и Новополоцкий. Во всей Европе - около 200. Производственный процесс отличается в каждом конкретном случае. Дело в том, что бензин можно получать разными способами. Это не значит, что результат всегда одинаков. Топливо может соответствовать ГОСТу, но химический состав очень зависит от метода производства. Специалисты говорят: уложиться в требования стандарта несложно, но создать действительно качественный бензин - это почти искусство. Доступное, увы, не каждому заводу.
В примитивном представлении все НПЗ можно разделить на три основные группы. Первая - самые простые нефтеперегонные. Вторая - заводы с гидропроцессом отбора легких фракций, использующие этапы переработки, обогащения и добавления присадок. Третья - сложные конверсионные предприятия с длинной технологической цепью, применяющие в том числе и технологии каталитической переработки (риформинга).
В отличие от Западной Европы, на постсоветском пространстве конверсионных заводов гораздо меньше, чем перегонных. Для организации высокотехнологичного производства с хорошими качественными параметрами, с большим выходом бензина нужны деньги. А их не хватает. Поэтому бензин, а точнее, октановое число, доводят до нужного по старинке - присадками, которые имеют массу "противопоказаний" и "побочных эффектов". Но о них - позже.
Топливо, качественное и не очень
Коль мы упомянули октановое число, поговорим о тех требованиях, которые предъявляются к качеству бензина.
В соответствии с ГОСТом, выпускается топливо летнего и зимнего типов. Разница - в степени испаряемости. Чтобы зимой двигатель легко заводился, в топливе должны быть легкие фракции. А когда мотор прогревается - полезны тяжелые, для достижения большей мощности и экономичности. Конфликт между испаряемостью и экономичностью разрешается по-разному. У каждого завода свой "рецепт".
Основной и самый известный показатель - октановое число, которое отражает стойкость бензина к детонации. Чем выше - тем лучше. Определение октанового числа проводится двумя методами: моторным и исследовательским. Стойкой математической зависимости между ними не существует, поэтому в нормативных документах упоминаются значения по каждому из методов с обязательной приставкой "не менее, чем".
В СССР бензины маркировали в зависимости от того, по какому методу определено октановое число. Литера "А" - по моторному. Сочетание "Аи" - по исследовательскому. Заметьте: А-76, но Аи-92 и Аи-95.
1 сентября 2003 года в Беларуси, России, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Молдове и Таджикистане вступил в действие межгосударственный ГОСТ 31077-2002, разработанный с учетом рекомендаций европейского стандарта EN 228-1993. В соответствии с ним производятся четыре сорта товарного бензина: "Нормаль-80" (Аи-80), "Регуляр-92" (Аи-92), "Премиум-95" (Аи-95) и "Супер-98" (Аи-9.
Помимо октанового числа, современный стандарт регламентирует и другие параметры топлива, связанные с его фракционным составом. Это - максимально допустимые концентрации свинца, серы, бензола.
Основные параметры бензинов по ГОСТ 31077-2002 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания.
Неэтилированный бензин. Технические условия"*
Наименование показателей Норма для марки
Нормаль-80 Регуляр-91 Регуляр-92 Премиум-95 Супер-98
Неэтилированный
Детонационная стойкость:
октановое число по моторному методу, не менее 76,0 82,5 83,0 85,0 88,0
октановое число по исследовательскому методу, не менее 80,0 91,0 92,0 95,0 98,0
Фракционный состав:
Концентрация свинца, г/дм3, не более 0,010 0,010 0,010 0,010 0,010
Концентрация марганца, мг/дм3, не более 50 18 - - -
Массовая доля серы, %, не более 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
Объемная доля бензола, %, не более 5 5 5 5 5
Внешний вид чистый, прозрачный
Плотность при 15°С, кг/дм3 700-750 725-780 725-780 725-780 725-780
*Бензин Регуляр-91 разрешено поставлять до 1.01.2003. Марганцевый антидетонатор разрешается применять до 1.01.2003
Кстати, в городе Москве действуют более строгие требования к качеству топлива, которые оговорены в ТУ 38.401-58-171-96. Например, согласно московским техусловиям, продажа этилированного бензина запрещена вообще (по остальной России была разрешена до конца 2003 года), а предельное содержание бензола в Аи-80 и Аи-92 ограничено тремя процентами.
Это страшное слово "присадки"
Кстати, о присадках. Что это такое? Все слышали, все боятся...
Сегодня присадки составляют около трети себестоимости топлива, причем это нормальный, "штатный", регламентированный стандартом ингредиент. Вопрос в том, какие именно присадки содержит топливо на АЗС. Во все автомобильные времена химики ломали головы: что бы еще такое добавить в бак, чтобы машина ехала лучше. Или дешевле.
Присадок в мире - несметное множество. Они применяются в разных целях - антиокислительные, моющие, смазывающие, но чаще - высокооктановые, для повышения детонационной стойкости топлива (то есть октанового числа бензина).
Например, профессиональные гонщики добавляют в бензин метанол. Он применяется в качестве растворителя, как добавка к моторному топливу, а также как самый высокооктановый (октановое число 150) бензин. Мощность мотора возрастает на 20 процентов, выхлоп экологически безвреден, а двигатель служит дольше, чем при работе на бензине. Единственный, но непреодолимый пока недостаток - непомерная токсичность самого топлива. 30 мл выпитого метанола смертельны для человека.
Разумеется, присадки не всегда используются легально. Криминальный мир изобрел миллион способов заработать на "левом" топливе. Ослиной мочой бензин уже не разбавляют - XXI век как-никак. Но и без нее не скучно. В бензин добавляют нафталин (500 г на 10 л = прирост октанового числа на 3-4 единицы), загрязняющий форсунки двигателя. Добавляют молибден, смолу пиролиза. Подмешивают множество других присадок на основе марганца и железа, от которых на свечах образуется токопроводящий нагар (итог - "убитые" уже через полторы-две тысячи километров свечи). Хороший пример - ферроцен, дешевый ($0,012 за 1 грамм) порошок рыжего цвета, нескольких граммов которого достаточно, чтобы из литра А-76 сделать Аи-95! Нетрудно подсчитать, что на производстве липового бензина можно заработать неплохие деньги, не вкладывая ни рубля в приобретение оборудования и не платя акцизов. Достаточно одного весла и двух рук, чтобы размешивать "бензин" в цистерне.
Фальсификат на АЗС поставляют "лесные братья", подмешивающие разные присадки в кондиционный бензин где-нибудь в придорожном лесочке. Взять "алхимиков" с поличным сложно. К тому же часть фальсифицированного топлива "приезжает" к нам из России: граница открыта, да и декларировать бензин на таможне не нужно.
Однако все это касается "левого" бензина. Добавлять тот же ферроцен сверх нормы (37 мг/1 л по некоторым ТУ) на большом нефтеперерабатывающем заводе никто не станет: на предприятиях есть собственные ОТК, которые следят за качеством, есть представители заказчиков. Да и госнадзор не дремлет. Специально перенастраивать оборудование для выпуска пары сотен тонн некачественного топлива при годовом выпуске нескольких сотен тысяч тонн попросту невыгодно.
Гораздо проще подыскать легальный способ снизить себестоимость производства. Самая популярная присадка из "легальных" - метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). По распространенному мнению производителей, эфир безопасен для двигателей. Чего не скажешь об окружающей среде. В США, например, добавлять в топливо такие эфиры запрещено из-за риска отравления грунтовых вод. В России концентрация МТБЭ в бензине не должна превышать 15 процентов. У нас, согласно ТУ 38.401 58-176-96, - не более 8 процентов в бензине Аи-95. В жару эфир быстро испаряется из бака, отчего октановое число бензина может снизиться, но автомобилям с системой улавливания паров топлива эта проблема не страшна.
Амиловые эфиры (ТАМЭ) - также сильные антидетонаторы с октановым числом 100. На Московском НПЗ уже действует первая в России установка по производству амиловых эфиров.
Часто встречается так называемый модифицированный бензин - Аи-95, полученный из Аи-92 добавлением газового конденсата. По исследовательскому методу он действительно может иметь октановое число 95, а значит, соответствовать ГОСТу. Проблема в том, что этот газовый конденсат по своим параметрам не подходит для современных двигателей...
На рынке совершенно легально продаются и покупаются сотни самых разных присадок. В Интернете можно отыскать немало рекламных объявлений типа "продаем рецептуры приготовления бензинов": А-76 из прямогонного, Аи-92 из А-76, Аи-95 из Аи-92, "предлагаем стабилизирующие присадки для повышения октанового числа" и т.п. При этом, если верить рекламодателям, на всю продукцию есть сертификаты, то есть технические условия Госстандарта. Но комплексных лабораторных исследований присадок толком никто не проводит - это слишком дорого. Предсказать, как их применение отразится на состоянии автомобиля, невозможно. Эффект (положительный или отрицательный) зависит от конкретной машины и конкретной присадки. И если уж вы постоянно используете топливо сомнительного качества - совершенно не факт, что вам помогут какие-то присадки, которые вы будете заливать самостоятельно.
Топливная химия - сложная штука: небольшое улучшение одного свойства смеси (скажем, октанового числа) неизбежно влечет значительное ухудшение других свойств. В руководстве к вашему автомобилю что сказано? Заливать бензин или бензин с присадками? То-то! Не думайте, что вы умнее автопроизводителя - лучше поищите хорошую заправку и лейте в бак просто хороший бензин.
Этилированный бензин: за и против
Еще совсем недавно этилированный бензин был для экологов чем-то сродни красной тряпке для быка. Сейчас страсти поутихли. В Беларуси он официально не производится. Но это не значит, что не продается.
Этанол (но не водка!) - наверное, самый простой и эффективный способ повысить октановое число бензина. Этиловая жидкость - это смесь, содержащая до 50 процентов тетраэтилсвинца. Именно благодаря свинцу ее так не любят экологи. Свинец влияет на неврологическое развитие детей и вызывает сердечно-сосудистые заболевания у взрослых даже при небольшом уровне воздействия. Выбросы свинца накапливаются в почве, загрязняют питьевую воду и поступают в цепочку процесса питания.
Первыми в Европе на неэтилированный бензин полностью перешли Словакия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Австрия и Германия - еще в 1996 году. В России был установлен переходный период - до конца 2003 года, причем добавлять свинец разрешалось только в бензин Аи-80. А в Москве, как мы уже говорили, запрещено и это. В Украине импорт и продажа этилированного бензина и свинцовых добавок запрещены, однако этилированный бензин по-прежнему встречается: свинец добавляют на каком-то этапе уже в цепочке сбыта - то есть, как водится, веслом в цистерне по дороге с НПЗ на АЗС.
Частично действующий в Беларуси старый советский ГОСТ 2084-77 этилированный бензин в принципе к применению допускает: он должен быть окрашен в характерный желто-коричневый цвет; нормируется и предельная концентрация этиловой жидкости. К сожалению, наше государство к здоровью населения относится не так внимательно, как соседи. Чего уж там! Пережили Чернобыль, переживем и этилированный бензин...
Для новых автомобилей этилированный бензин вреден, но ведь осталось огромное количество старых! Двадцатилетние "Жигули" рассчитаны на потребление этилированного бензина. Именно по этой причине на Западе так и не смогли полностью отказаться от его продажи, хотя с помощью дополнительных экологических налогов сделали дороже неэтилированного.
ГОСТы новые - проблемы старые
Разумный вопрос, который встает перед каждым, кому "повезло" заправиться некачественным бензином, - "куда смотрит государство?" В самом деле, кто должен заниматься контролем качества топлива на АЗС?
Ответ простой: Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. И только. Исследовательские лаборатории есть и в структуре Министерства обороны, и в Министерстве юстиции, и в МВД, но все они заняты, что называется, своими делами. Например, при Минюсте есть НИИ судебной экспертизы. Здесь многое могут рассказать о том, что и как подмешивают в бензин и дизтопливо. Но анализы делаются в рамках следствия, а значит, ни о каком системном надзоре речи не идет. Можно много и долго говорить, что Госстандарт и "встроенные" в него органы государственного надзора работают неэффективно. Но мы этим сейчас заниматься не будем. И вот почему.
Некачественным может быть признано топливо, не соответствующее госстандарту. Если заявленное качество соответствует нормативным требованиям - никаких претензий предъявить нельзя. В новом ГОСТ 31077-2002 есть пункт 4.4: "При производстве автомобильных бензинов допускается применять кислородосодержащие компоненты, другие высокооктановые присадки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические свойства бензинов и допущенные к применению". И реальность такова, что топливная промышленность использует множество присадок различного состава и свойства, которые никак не оговорены в ГОСТе. В европейском стандарте EN 228-1993 для всех возможных кислородосодержащих добавок указано максимально допустимое содержание, а металлоорганические соединения марганца и железа не упоминаются вообще. Нормативные требования к топливу в Беларуси отстают от мировых.
Например, больным вопросом остается повышенное содержание ароматических углеводородов (бензол, толуол, ксилолы, крезолы и т.п.). Эти вещества - яды для крови и нервной системы, канцерогены и, в некоторой степени, мутагены. Бензол для человека связан с риском заболеть лейкемией...
Есть мнение, что доля ароматических соединений увеличилась еще больше после запрета производства этилированного бензина. Изменения в технологическом процессе в некоторых случаях могут привести к увеличению доли "ароматики", в частности бензола. Существует особая директива ЕС, по которой предполагается запрещение к 2005 году использования этилированного бензина и сокращение максимального содержания бензола до 1 процента соотношения объемов (настоящий показатель - 5 процентов). Нас эта директива пока не касается.
Зато белорусский бензин дешевый (не на заправках, а на заводах). Компонентами товарного бензина являются бензины прямой перегонки нефти (ректификации), вторичных процессов (термокрекинга, коксования), а также каталитического риформинга. От этого соотношения многое зависит. Бензин, полученный с помощью крекинга или риформинга, дороже, чем ректификационный, но содержит меньше ароматических углеводородов. Большая часть его идет на экспорт.
Цена вопроса в широком смысле (возведение крупной установки каталитического риформинга) - около 40 миллионов долларов. Именно столько потратила российская компания "Роснефть" на комплексную модернизацию Комсомольского НПЗ на Дальнем Востоке. Пятнадцать месяцев строительства ушло на то, чтобы производить экологически чистый бензин, соответствующий мировым стандартам качества. На наших заводах тоже постоянно что-то заводится, повышается и запускается. Но все это - в основном на благо экспортного потребителя.
Контролеры и "зайцы"
Значительная часть топлива, что продается на белорусских АЗС, - импортная. Автомобильное топливо отсутствует в государственном "Перечне товаров, подлежащих обязательной сертификации". Формально это дает повод не декларировать его при ввозе в страну. Реально - продавать под видом бензина все, что угодно. Аккредитованные лаборатории (в Фаниполе и Городище под Минском, а также в Новополоцке и Мозыре - при НПЗ) традиционными методами уже не могут проводить детальные анализы химического состава топлива.
Есть мнение, что стоит обложить акцизами низкооктановые прямогонные бензины, которые до сих пор не считаются моторным топливом и зачастую являются сырьем не только для химической промышленности, но и для "алхимической", т.е. для фальсификаторов. С введением акцизов цена на полуфабрикаты подрастет ближе к цене товарных бензинов, и экономическая целесообразность кустарного производства исчезнет. Благо уже есть аналогичный опыт: когда дизтопливо было дешевле бензина А-76, его часто добавляли в бензин. Отрицательный эффект подобного акциза - вслед за прямогонным подорожает и высокооктановый бензин.
Подводя итог всему сказанному: проблема качества бензина существует на самом деле. Причем проблема не одна, а несколько: отсутствие четких, а главное современных норм качества бензина и присутствие на рынке высокооктановых бензинов, наносящих вред двигателю. Эти бензины получены с помощью присадок, и насколько они вредны, мы попытались выяснить у специалистов ведущих фирменных СТО.
Частные мнения
Андрей ЦЕХОВОЙ, заместитель директора по ППО ("Холпи Авто"):
- К нам часто привозят автомобили с красным нагаром на свечах. Виноват плохой 95-й бензин. Мы предполагаем, что он производится из 92-го с добавлением присадок. Он, может, и соответствует ГОСТу, но это говорит скорее о том, что наш ГОСТ отстает от европейских стандартов. Мы сохраняем дилерскую гарантию на автомобили, которые заправляются 92-м бензином вместо рекомендованного заводом 95-го, а если через неделю клиент снова приезжает на замену свечей - даже советуем заливать 92-й. Помимо потери мощности и повышенного расхода топлива, каких-либо серьезных последствий от применения 92-го бензина на новых машинах нет.
Олег МАХАНЬКОВ, заместитель директора по производству, кандидат технических наук (Автомобильный дом "Энергия ГмбХ"):
- Современные двигатели с высокой степенью сжатия рассчитаны на топливо высокого качества. Эти требования отражены во Всемирной хартии по топливу 1998 года, устанавливающей требования к топливу для обеспечения выполнения требований по токсичности отработавших газов согласно европейским нормам "Евро-3", действующим и у нас в стране через Правила ЕЭК ООН 83. Даже если продаваемый в республике бензин соответствует белорусскому ГОСТу, это еще ничего не значит, потому что топливо по ГОСТу не только не способно обеспечить токсичность по нормам "Евро-3", но и отрицательно сказывается на работоспособности и надежности современных двигателей, спроектированных под новые требования к токсичности.
Особенно отрицательно это проявляется в режиме холодного пуска, а также в системах каталитической нейтрализации отработавших газов. Так, например, предельное содержание серы для обеспечения норм "Евро-3" (действуют с 2000 года) в 20 раз меньше, чем по требованиям "Евро-2". В 2005 году появится стандарт "Евро-4", и он будет еще более жестким. Даже пакет контролируемых параметров топлива по "Евро" значительно шире, чем по ГОСТу - например, более широкая номенклатура ароматических соединений. В Беларуси даже необходимой аппаратуры для этого, по-видимому, нет (за исключением заводов-производителей топлива). Поэтому разница между тем бензином, на который РАССЧИТАНЫ современные моторы, и тем, который продается у нас на заправках, очень велика. Более того, системы управления двигателями зачастую отказываются воспринимать залитую в бак жидкость как топливо.
Антон ШАВАРИН, сервис-менеджер ("Миллениум Групп"):
- Для нас главная проблема - "научить" новейшие моторы Mitsubishi GDI работать на белорусском бензине. Из-за плохого топлива свечи на GDI служат от силы 2 месяца, а их средняя цена - 16 евро, а в зависимости от производителя может доходить и до 28 долларов. Если свеча не работает, может выйти из строя лямбда-зонд: частицы несгоревшего топлива попадают на катализатор и очень быстро его "убивают". С начала этого года на станцию для замены "выгоревших", с характерным красным нагаром свечей привезли 12 машин. Своим клиентам мы рекомендуем заливать не 95-й, а 92-й бензин. Аи-95 чище, в нем больше легких фракций, но 92-й не разбавляют газовым конденсатом, в котором содержится железо. Для машин, поставляемых в Россию, компания Mitsubishi предлагает установку дополнительного фильтра, который снимает вопрос загрязненности бензина. Сейчас и мы так поступаем. Но присадки он не удаляет.
Александр КАРАКО, ведущий инженер-консультант ("Атлант-М"):
- Каждую неделю к нам обращаются 2-3 автовладельца, испытывающие трудности с холодным запуском машины. Во многом это объясняется тем, что двигатели новых автомобилей Volkswagen рассчитаны на нормы выхлопа "Евро-4". Низкая токсичность и высокая экономичность этих моторов достигаются за счет обеднения рабочей смеси (больше воздуха, меньше бензина). Но очень сложно обеднять смесь, когда качество бензина оставляет желать лучшего. Главные проблемы - холодный запуск и частая замена свечей. Мы не лишаем клиентов гарантии за использование 92-го бензина вместо 95-го.
Дмитрий ПЕРЛИН, начальник отдела продаж запчастей ("РМ Маркет"):
- По моей информации, 98-й бензин на территории республики не производится, а завозится из России. Низкооктановый бензин на двух наших комбинатах производится прямогонным путем, а 95-й - путем смешивания с антидетонационной присадкой. Как правило, железосодержащей. Нашим ГОСТом это не запрещается, поэтому ВСЕМ требованиям белорусских стандартов наш бензин соответствует.
Новые автомобили, моторы которых отвечают не белорусским, а современным нормам токсичности, "не любят" низкоиспаряемый бензин с присадками: воспламенение смеси в камерах сгорания хуже. В результате сгорания "смешанного" бензина образуются окислы железа, которые красным налетом оседают на изоляторах свечей. С этим налетом мы сталкиваемся постоянно. И свечи зажигания приходится менять намного раньше рекомендованных Opel 60.000 км.
Еще одна проблема: выхлоп холодного мотора "не понимают" управляющие двигателем системы, и в холодную погоду запуск почти невозможен. Как только температура воздуха опускается ниже -20оС, у новых машин начинаются проблемы с запуском. Прошлой зимой лично мной проводился эксперимент по запуску четырех новых машин Opel Vectra с мотором 2,2 л. Две - с 92-м, две - с 95-м, и температура ниже 18 градусов. Они синхронно заводились, и на 92-м машины завелись без проблем, а на 95-м - с большим трудом. По моему мнению, при температуре ниже -25оС, ни один современный автомобиль в РБ на 95-м бензине не заведется...
Концерн Opel рекомендует использовать бензин с октановым числом от 91 до 98 на всех своих моторах, мы же с учетом местной специфики - только 92-й. Двигателям с турбонаддувом 92-й запрещен, поэтому Opel с такими силовыми агрегатами в республику не поставляются.
The end or not the end?
Сказать, что мы раскрыли тему, нельзя. Мы ее только начали раскрывать. Но выводы уже можно сделать, и самые печальные. Состояние топливного рынка РБ не позволяет развивать рынок автомобильный. Нельзя продавать машины туда, где им не на чем будет ездить - такова позиция мировых производителей. Именно поэтому многие модели не продаются у нас в республике. Но ведь это неправильно. ТАК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО! Поэтому трепещите, воротилы темного нефтяного бизнеса! "АБС" скоро "снимет" вторую серию "Бензиновых войн". Она будет еще интереснее, еще актуальнее первой. Читатели - следите за журналом!
Заправились некачественным топливом - жалуйтесь в органы Госстандарта. Но помните: у вас должны быть веские доказательства, главное из которых - кассовый чек с АЗС. Его всегда можно получить, даже если вы платите по пластиковой карточке. Если чека нет - пиши пропало. Вы попросту не сможете доказать факт заправки.
Просишь заправить на 10.000 рублей - всегда зальют на 9980. Куда делась разница? Не спешите винить заправщиков! У колонки есть минимальная доза, допустим, 100 миллилитров. То есть, вы можете залить 1100 мл, 1200 мл, но 1250 никак не получится. Можете, конечно, считать это грабежом, но в данном случае все совершенно законно. Другое дело, если вы попросили залить ровно 10 литров, а вам залили 9 с половиной. Максимальная доза недолива по закону - 50 мл.
Некоторые автовладельцы привыкли хранить бензин в канистрах месяцами. Это неправильно. Октановое число уже через неделю хранения может снизиться на несколько единиц, особенно у тех сортов, которые содержат эфирные присадки (МТБЭ). Но к дизтопливу это не относится. Оно при хранении не портится годами.
Автор сценария Владимир ГУРЬЯНОВ
Оператор Михаил КОНЮХ
--------------------------------------------------------------------------------
Качество бензина - больная тема для нашей страны. Лет 10 назад обычный 92-й был в Минске дефицитным товаром. Заправлялись где придется и чем придется. На АЗС отпускали не больше 20 литров на одну машину.
--------------------------------------------------------------------------------
Со временем ситуация улучшилась: в продаже - все виды бензина, ограничений по "дозе" нет. Но народ продолжает роптать: плохой бензин! Причем недовольных качеством нашего топлива за последние год-полтора стало значительно больше. Особенно тех, кто заправляется 95-м. Нареканий много, а информации мало. Мы решили разобраться в этой проблеме и публикуем первый материал из серии "Бензиновые войны". Очень надеемся, что наш "фильм" не станет сериалом, а будет очень коротким, с обязательным хэппи-эндом. А пока "смотрите" первую серию.
Мнения и факты
Автолюбители разделяют все заправки на "хорошие" и "плохие". Заправщики к общественному мнению относятся пренебрежительно. Мол, бензин, который продается, проходит через систему контроля качества Госстандарта, соответствует ГОСТу и ТУ. А если машина глохнет, не тянет, "чихает" - будьте добры, регулируйте зажигание, меняйте свечи, ремонтируйте двигатель, но не вешайте всех собак на "плохой бензин".
Что ж, справедливо. Но есть и контраргумент: если уж заправка заслужила в народе имидж неблагонадежной - наверняка есть причины. И примеров предостаточно. В середине сентября прошлого года "стали" 8 машин "Скорой помощи" предприятия "Минсксанавтотранс". Причина - централизованный завоз некачественного бензина А-76... По информации "Национальной экономической газеты", в конце лета 2003 г. на площадках дилеров скопилось несколько VW Passat B5, нуждающихся в капремонте двигателя. Средний пробег машин - 6000 км. Анализ бензина в баках выявил несоответствие топлива параметрам заявленного сорта...
Сомнительное качество топлива в Беларуси косвенно подтверждается и тем, что многие автодилеры (например, "Автопромсервис", "Атлант Моторс", "Холпи Авто", "Юкола Авто") открыто советуют клиентам заправлять новые автомобили не 95-м, а 92-м бензином, сохраняя при этом заводскую гарантию.
Урок химии, 11 класс
Всем известно, что автомобильное топливо делают из нефти. С точки зрения химии нефть - это сложная смесь парафиновых, нафтеновых и, реже, ароматических углеводородов. Состав конкретной нефти почти всегда уникален. Например, парафиновые нефти - это 62 процента и более твердых углеводородов. Нефть из Персидского залива (в том числе иракская) содержит меньше парафинов и считается более качественной.
Нефтеперерабатывающих заводов в Беларуси два - Мозырьский и Новополоцкий. Во всей Европе - около 200. Производственный процесс отличается в каждом конкретном случае. Дело в том, что бензин можно получать разными способами. Это не значит, что результат всегда одинаков. Топливо может соответствовать ГОСТу, но химический состав очень зависит от метода производства. Специалисты говорят: уложиться в требования стандарта несложно, но создать действительно качественный бензин - это почти искусство. Доступное, увы, не каждому заводу.
В примитивном представлении все НПЗ можно разделить на три основные группы. Первая - самые простые нефтеперегонные. Вторая - заводы с гидропроцессом отбора легких фракций, использующие этапы переработки, обогащения и добавления присадок. Третья - сложные конверсионные предприятия с длинной технологической цепью, применяющие в том числе и технологии каталитической переработки (риформинга).
В отличие от Западной Европы, на постсоветском пространстве конверсионных заводов гораздо меньше, чем перегонных. Для организации высокотехнологичного производства с хорошими качественными параметрами, с большим выходом бензина нужны деньги. А их не хватает. Поэтому бензин, а точнее, октановое число, доводят до нужного по старинке - присадками, которые имеют массу "противопоказаний" и "побочных эффектов". Но о них - позже.
Топливо, качественное и не очень
Коль мы упомянули октановое число, поговорим о тех требованиях, которые предъявляются к качеству бензина.
В соответствии с ГОСТом, выпускается топливо летнего и зимнего типов. Разница - в степени испаряемости. Чтобы зимой двигатель легко заводился, в топливе должны быть легкие фракции. А когда мотор прогревается - полезны тяжелые, для достижения большей мощности и экономичности. Конфликт между испаряемостью и экономичностью разрешается по-разному. У каждого завода свой "рецепт".
Основной и самый известный показатель - октановое число, которое отражает стойкость бензина к детонации. Чем выше - тем лучше. Определение октанового числа проводится двумя методами: моторным и исследовательским. Стойкой математической зависимости между ними не существует, поэтому в нормативных документах упоминаются значения по каждому из методов с обязательной приставкой "не менее, чем".
В СССР бензины маркировали в зависимости от того, по какому методу определено октановое число. Литера "А" - по моторному. Сочетание "Аи" - по исследовательскому. Заметьте: А-76, но Аи-92 и Аи-95.
1 сентября 2003 года в Беларуси, России, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Молдове и Таджикистане вступил в действие межгосударственный ГОСТ 31077-2002, разработанный с учетом рекомендаций европейского стандарта EN 228-1993. В соответствии с ним производятся четыре сорта товарного бензина: "Нормаль-80" (Аи-80), "Регуляр-92" (Аи-92), "Премиум-95" (Аи-95) и "Супер-98" (Аи-9.
Помимо октанового числа, современный стандарт регламентирует и другие параметры топлива, связанные с его фракционным составом. Это - максимально допустимые концентрации свинца, серы, бензола.
Основные параметры бензинов по ГОСТ 31077-2002 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания.
Неэтилированный бензин. Технические условия"*
Наименование показателей Норма для марки
Нормаль-80 Регуляр-91 Регуляр-92 Премиум-95 Супер-98
Неэтилированный
Детонационная стойкость:
октановое число по моторному методу, не менее 76,0 82,5 83,0 85,0 88,0
октановое число по исследовательскому методу, не менее 80,0 91,0 92,0 95,0 98,0
Фракционный состав:
Концентрация свинца, г/дм3, не более 0,010 0,010 0,010 0,010 0,010
Концентрация марганца, мг/дм3, не более 50 18 - - -
Массовая доля серы, %, не более 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
Объемная доля бензола, %, не более 5 5 5 5 5
Внешний вид чистый, прозрачный
Плотность при 15°С, кг/дм3 700-750 725-780 725-780 725-780 725-780
*Бензин Регуляр-91 разрешено поставлять до 1.01.2003. Марганцевый антидетонатор разрешается применять до 1.01.2003
Кстати, в городе Москве действуют более строгие требования к качеству топлива, которые оговорены в ТУ 38.401-58-171-96. Например, согласно московским техусловиям, продажа этилированного бензина запрещена вообще (по остальной России была разрешена до конца 2003 года), а предельное содержание бензола в Аи-80 и Аи-92 ограничено тремя процентами.
Это страшное слово "присадки"
Кстати, о присадках. Что это такое? Все слышали, все боятся...
Сегодня присадки составляют около трети себестоимости топлива, причем это нормальный, "штатный", регламентированный стандартом ингредиент. Вопрос в том, какие именно присадки содержит топливо на АЗС. Во все автомобильные времена химики ломали головы: что бы еще такое добавить в бак, чтобы машина ехала лучше. Или дешевле.
Присадок в мире - несметное множество. Они применяются в разных целях - антиокислительные, моющие, смазывающие, но чаще - высокооктановые, для повышения детонационной стойкости топлива (то есть октанового числа бензина).
Например, профессиональные гонщики добавляют в бензин метанол. Он применяется в качестве растворителя, как добавка к моторному топливу, а также как самый высокооктановый (октановое число 150) бензин. Мощность мотора возрастает на 20 процентов, выхлоп экологически безвреден, а двигатель служит дольше, чем при работе на бензине. Единственный, но непреодолимый пока недостаток - непомерная токсичность самого топлива. 30 мл выпитого метанола смертельны для человека.
Разумеется, присадки не всегда используются легально. Криминальный мир изобрел миллион способов заработать на "левом" топливе. Ослиной мочой бензин уже не разбавляют - XXI век как-никак. Но и без нее не скучно. В бензин добавляют нафталин (500 г на 10 л = прирост октанового числа на 3-4 единицы), загрязняющий форсунки двигателя. Добавляют молибден, смолу пиролиза. Подмешивают множество других присадок на основе марганца и железа, от которых на свечах образуется токопроводящий нагар (итог - "убитые" уже через полторы-две тысячи километров свечи). Хороший пример - ферроцен, дешевый ($0,012 за 1 грамм) порошок рыжего цвета, нескольких граммов которого достаточно, чтобы из литра А-76 сделать Аи-95! Нетрудно подсчитать, что на производстве липового бензина можно заработать неплохие деньги, не вкладывая ни рубля в приобретение оборудования и не платя акцизов. Достаточно одного весла и двух рук, чтобы размешивать "бензин" в цистерне.
Фальсификат на АЗС поставляют "лесные братья", подмешивающие разные присадки в кондиционный бензин где-нибудь в придорожном лесочке. Взять "алхимиков" с поличным сложно. К тому же часть фальсифицированного топлива "приезжает" к нам из России: граница открыта, да и декларировать бензин на таможне не нужно.
Однако все это касается "левого" бензина. Добавлять тот же ферроцен сверх нормы (37 мг/1 л по некоторым ТУ) на большом нефтеперерабатывающем заводе никто не станет: на предприятиях есть собственные ОТК, которые следят за качеством, есть представители заказчиков. Да и госнадзор не дремлет. Специально перенастраивать оборудование для выпуска пары сотен тонн некачественного топлива при годовом выпуске нескольких сотен тысяч тонн попросту невыгодно.
Гораздо проще подыскать легальный способ снизить себестоимость производства. Самая популярная присадка из "легальных" - метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). По распространенному мнению производителей, эфир безопасен для двигателей. Чего не скажешь об окружающей среде. В США, например, добавлять в топливо такие эфиры запрещено из-за риска отравления грунтовых вод. В России концентрация МТБЭ в бензине не должна превышать 15 процентов. У нас, согласно ТУ 38.401 58-176-96, - не более 8 процентов в бензине Аи-95. В жару эфир быстро испаряется из бака, отчего октановое число бензина может снизиться, но автомобилям с системой улавливания паров топлива эта проблема не страшна.
Амиловые эфиры (ТАМЭ) - также сильные антидетонаторы с октановым числом 100. На Московском НПЗ уже действует первая в России установка по производству амиловых эфиров.
Часто встречается так называемый модифицированный бензин - Аи-95, полученный из Аи-92 добавлением газового конденсата. По исследовательскому методу он действительно может иметь октановое число 95, а значит, соответствовать ГОСТу. Проблема в том, что этот газовый конденсат по своим параметрам не подходит для современных двигателей...
На рынке совершенно легально продаются и покупаются сотни самых разных присадок. В Интернете можно отыскать немало рекламных объявлений типа "продаем рецептуры приготовления бензинов": А-76 из прямогонного, Аи-92 из А-76, Аи-95 из Аи-92, "предлагаем стабилизирующие присадки для повышения октанового числа" и т.п. При этом, если верить рекламодателям, на всю продукцию есть сертификаты, то есть технические условия Госстандарта. Но комплексных лабораторных исследований присадок толком никто не проводит - это слишком дорого. Предсказать, как их применение отразится на состоянии автомобиля, невозможно. Эффект (положительный или отрицательный) зависит от конкретной машины и конкретной присадки. И если уж вы постоянно используете топливо сомнительного качества - совершенно не факт, что вам помогут какие-то присадки, которые вы будете заливать самостоятельно.
Топливная химия - сложная штука: небольшое улучшение одного свойства смеси (скажем, октанового числа) неизбежно влечет значительное ухудшение других свойств. В руководстве к вашему автомобилю что сказано? Заливать бензин или бензин с присадками? То-то! Не думайте, что вы умнее автопроизводителя - лучше поищите хорошую заправку и лейте в бак просто хороший бензин.
Этилированный бензин: за и против
Еще совсем недавно этилированный бензин был для экологов чем-то сродни красной тряпке для быка. Сейчас страсти поутихли. В Беларуси он официально не производится. Но это не значит, что не продается.
Этанол (но не водка!) - наверное, самый простой и эффективный способ повысить октановое число бензина. Этиловая жидкость - это смесь, содержащая до 50 процентов тетраэтилсвинца. Именно благодаря свинцу ее так не любят экологи. Свинец влияет на неврологическое развитие детей и вызывает сердечно-сосудистые заболевания у взрослых даже при небольшом уровне воздействия. Выбросы свинца накапливаются в почве, загрязняют питьевую воду и поступают в цепочку процесса питания.
Первыми в Европе на неэтилированный бензин полностью перешли Словакия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Австрия и Германия - еще в 1996 году. В России был установлен переходный период - до конца 2003 года, причем добавлять свинец разрешалось только в бензин Аи-80. А в Москве, как мы уже говорили, запрещено и это. В Украине импорт и продажа этилированного бензина и свинцовых добавок запрещены, однако этилированный бензин по-прежнему встречается: свинец добавляют на каком-то этапе уже в цепочке сбыта - то есть, как водится, веслом в цистерне по дороге с НПЗ на АЗС.
Частично действующий в Беларуси старый советский ГОСТ 2084-77 этилированный бензин в принципе к применению допускает: он должен быть окрашен в характерный желто-коричневый цвет; нормируется и предельная концентрация этиловой жидкости. К сожалению, наше государство к здоровью населения относится не так внимательно, как соседи. Чего уж там! Пережили Чернобыль, переживем и этилированный бензин...
Для новых автомобилей этилированный бензин вреден, но ведь осталось огромное количество старых! Двадцатилетние "Жигули" рассчитаны на потребление этилированного бензина. Именно по этой причине на Западе так и не смогли полностью отказаться от его продажи, хотя с помощью дополнительных экологических налогов сделали дороже неэтилированного.
ГОСТы новые - проблемы старые
Разумный вопрос, который встает перед каждым, кому "повезло" заправиться некачественным бензином, - "куда смотрит государство?" В самом деле, кто должен заниматься контролем качества топлива на АЗС?
Ответ простой: Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. И только. Исследовательские лаборатории есть и в структуре Министерства обороны, и в Министерстве юстиции, и в МВД, но все они заняты, что называется, своими делами. Например, при Минюсте есть НИИ судебной экспертизы. Здесь многое могут рассказать о том, что и как подмешивают в бензин и дизтопливо. Но анализы делаются в рамках следствия, а значит, ни о каком системном надзоре речи не идет. Можно много и долго говорить, что Госстандарт и "встроенные" в него органы государственного надзора работают неэффективно. Но мы этим сейчас заниматься не будем. И вот почему.
Некачественным может быть признано топливо, не соответствующее госстандарту. Если заявленное качество соответствует нормативным требованиям - никаких претензий предъявить нельзя. В новом ГОСТ 31077-2002 есть пункт 4.4: "При производстве автомобильных бензинов допускается применять кислородосодержащие компоненты, другие высокооктановые присадки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические свойства бензинов и допущенные к применению". И реальность такова, что топливная промышленность использует множество присадок различного состава и свойства, которые никак не оговорены в ГОСТе. В европейском стандарте EN 228-1993 для всех возможных кислородосодержащих добавок указано максимально допустимое содержание, а металлоорганические соединения марганца и железа не упоминаются вообще. Нормативные требования к топливу в Беларуси отстают от мировых.
Например, больным вопросом остается повышенное содержание ароматических углеводородов (бензол, толуол, ксилолы, крезолы и т.п.). Эти вещества - яды для крови и нервной системы, канцерогены и, в некоторой степени, мутагены. Бензол для человека связан с риском заболеть лейкемией...
Есть мнение, что доля ароматических соединений увеличилась еще больше после запрета производства этилированного бензина. Изменения в технологическом процессе в некоторых случаях могут привести к увеличению доли "ароматики", в частности бензола. Существует особая директива ЕС, по которой предполагается запрещение к 2005 году использования этилированного бензина и сокращение максимального содержания бензола до 1 процента соотношения объемов (настоящий показатель - 5 процентов). Нас эта директива пока не касается.
Зато белорусский бензин дешевый (не на заправках, а на заводах). Компонентами товарного бензина являются бензины прямой перегонки нефти (ректификации), вторичных процессов (термокрекинга, коксования), а также каталитического риформинга. От этого соотношения многое зависит. Бензин, полученный с помощью крекинга или риформинга, дороже, чем ректификационный, но содержит меньше ароматических углеводородов. Большая часть его идет на экспорт.
Цена вопроса в широком смысле (возведение крупной установки каталитического риформинга) - около 40 миллионов долларов. Именно столько потратила российская компания "Роснефть" на комплексную модернизацию Комсомольского НПЗ на Дальнем Востоке. Пятнадцать месяцев строительства ушло на то, чтобы производить экологически чистый бензин, соответствующий мировым стандартам качества. На наших заводах тоже постоянно что-то заводится, повышается и запускается. Но все это - в основном на благо экспортного потребителя.
Контролеры и "зайцы"
Значительная часть топлива, что продается на белорусских АЗС, - импортная. Автомобильное топливо отсутствует в государственном "Перечне товаров, подлежащих обязательной сертификации". Формально это дает повод не декларировать его при ввозе в страну. Реально - продавать под видом бензина все, что угодно. Аккредитованные лаборатории (в Фаниполе и Городище под Минском, а также в Новополоцке и Мозыре - при НПЗ) традиционными методами уже не могут проводить детальные анализы химического состава топлива.
Есть мнение, что стоит обложить акцизами низкооктановые прямогонные бензины, которые до сих пор не считаются моторным топливом и зачастую являются сырьем не только для химической промышленности, но и для "алхимической", т.е. для фальсификаторов. С введением акцизов цена на полуфабрикаты подрастет ближе к цене товарных бензинов, и экономическая целесообразность кустарного производства исчезнет. Благо уже есть аналогичный опыт: когда дизтопливо было дешевле бензина А-76, его часто добавляли в бензин. Отрицательный эффект подобного акциза - вслед за прямогонным подорожает и высокооктановый бензин.
Подводя итог всему сказанному: проблема качества бензина существует на самом деле. Причем проблема не одна, а несколько: отсутствие четких, а главное современных норм качества бензина и присутствие на рынке высокооктановых бензинов, наносящих вред двигателю. Эти бензины получены с помощью присадок, и насколько они вредны, мы попытались выяснить у специалистов ведущих фирменных СТО.
Частные мнения
Андрей ЦЕХОВОЙ, заместитель директора по ППО ("Холпи Авто"):
- К нам часто привозят автомобили с красным нагаром на свечах. Виноват плохой 95-й бензин. Мы предполагаем, что он производится из 92-го с добавлением присадок. Он, может, и соответствует ГОСТу, но это говорит скорее о том, что наш ГОСТ отстает от европейских стандартов. Мы сохраняем дилерскую гарантию на автомобили, которые заправляются 92-м бензином вместо рекомендованного заводом 95-го, а если через неделю клиент снова приезжает на замену свечей - даже советуем заливать 92-й. Помимо потери мощности и повышенного расхода топлива, каких-либо серьезных последствий от применения 92-го бензина на новых машинах нет.
Олег МАХАНЬКОВ, заместитель директора по производству, кандидат технических наук (Автомобильный дом "Энергия ГмбХ"):
- Современные двигатели с высокой степенью сжатия рассчитаны на топливо высокого качества. Эти требования отражены во Всемирной хартии по топливу 1998 года, устанавливающей требования к топливу для обеспечения выполнения требований по токсичности отработавших газов согласно европейским нормам "Евро-3", действующим и у нас в стране через Правила ЕЭК ООН 83. Даже если продаваемый в республике бензин соответствует белорусскому ГОСТу, это еще ничего не значит, потому что топливо по ГОСТу не только не способно обеспечить токсичность по нормам "Евро-3", но и отрицательно сказывается на работоспособности и надежности современных двигателей, спроектированных под новые требования к токсичности.
Особенно отрицательно это проявляется в режиме холодного пуска, а также в системах каталитической нейтрализации отработавших газов. Так, например, предельное содержание серы для обеспечения норм "Евро-3" (действуют с 2000 года) в 20 раз меньше, чем по требованиям "Евро-2". В 2005 году появится стандарт "Евро-4", и он будет еще более жестким. Даже пакет контролируемых параметров топлива по "Евро" значительно шире, чем по ГОСТу - например, более широкая номенклатура ароматических соединений. В Беларуси даже необходимой аппаратуры для этого, по-видимому, нет (за исключением заводов-производителей топлива). Поэтому разница между тем бензином, на который РАССЧИТАНЫ современные моторы, и тем, который продается у нас на заправках, очень велика. Более того, системы управления двигателями зачастую отказываются воспринимать залитую в бак жидкость как топливо.
Антон ШАВАРИН, сервис-менеджер ("Миллениум Групп"):
- Для нас главная проблема - "научить" новейшие моторы Mitsubishi GDI работать на белорусском бензине. Из-за плохого топлива свечи на GDI служат от силы 2 месяца, а их средняя цена - 16 евро, а в зависимости от производителя может доходить и до 28 долларов. Если свеча не работает, может выйти из строя лямбда-зонд: частицы несгоревшего топлива попадают на катализатор и очень быстро его "убивают". С начала этого года на станцию для замены "выгоревших", с характерным красным нагаром свечей привезли 12 машин. Своим клиентам мы рекомендуем заливать не 95-й, а 92-й бензин. Аи-95 чище, в нем больше легких фракций, но 92-й не разбавляют газовым конденсатом, в котором содержится железо. Для машин, поставляемых в Россию, компания Mitsubishi предлагает установку дополнительного фильтра, который снимает вопрос загрязненности бензина. Сейчас и мы так поступаем. Но присадки он не удаляет.
Александр КАРАКО, ведущий инженер-консультант ("Атлант-М"):
- Каждую неделю к нам обращаются 2-3 автовладельца, испытывающие трудности с холодным запуском машины. Во многом это объясняется тем, что двигатели новых автомобилей Volkswagen рассчитаны на нормы выхлопа "Евро-4". Низкая токсичность и высокая экономичность этих моторов достигаются за счет обеднения рабочей смеси (больше воздуха, меньше бензина). Но очень сложно обеднять смесь, когда качество бензина оставляет желать лучшего. Главные проблемы - холодный запуск и частая замена свечей. Мы не лишаем клиентов гарантии за использование 92-го бензина вместо 95-го.
Дмитрий ПЕРЛИН, начальник отдела продаж запчастей ("РМ Маркет"):
- По моей информации, 98-й бензин на территории республики не производится, а завозится из России. Низкооктановый бензин на двух наших комбинатах производится прямогонным путем, а 95-й - путем смешивания с антидетонационной присадкой. Как правило, железосодержащей. Нашим ГОСТом это не запрещается, поэтому ВСЕМ требованиям белорусских стандартов наш бензин соответствует.
Новые автомобили, моторы которых отвечают не белорусским, а современным нормам токсичности, "не любят" низкоиспаряемый бензин с присадками: воспламенение смеси в камерах сгорания хуже. В результате сгорания "смешанного" бензина образуются окислы железа, которые красным налетом оседают на изоляторах свечей. С этим налетом мы сталкиваемся постоянно. И свечи зажигания приходится менять намного раньше рекомендованных Opel 60.000 км.
Еще одна проблема: выхлоп холодного мотора "не понимают" управляющие двигателем системы, и в холодную погоду запуск почти невозможен. Как только температура воздуха опускается ниже -20оС, у новых машин начинаются проблемы с запуском. Прошлой зимой лично мной проводился эксперимент по запуску четырех новых машин Opel Vectra с мотором 2,2 л. Две - с 92-м, две - с 95-м, и температура ниже 18 градусов. Они синхронно заводились, и на 92-м машины завелись без проблем, а на 95-м - с большим трудом. По моему мнению, при температуре ниже -25оС, ни один современный автомобиль в РБ на 95-м бензине не заведется...
Концерн Opel рекомендует использовать бензин с октановым числом от 91 до 98 на всех своих моторах, мы же с учетом местной специфики - только 92-й. Двигателям с турбонаддувом 92-й запрещен, поэтому Opel с такими силовыми агрегатами в республику не поставляются.
The end or not the end?
Сказать, что мы раскрыли тему, нельзя. Мы ее только начали раскрывать. Но выводы уже можно сделать, и самые печальные. Состояние топливного рынка РБ не позволяет развивать рынок автомобильный. Нельзя продавать машины туда, где им не на чем будет ездить - такова позиция мировых производителей. Именно поэтому многие модели не продаются у нас в республике. Но ведь это неправильно. ТАК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО! Поэтому трепещите, воротилы темного нефтяного бизнеса! "АБС" скоро "снимет" вторую серию "Бензиновых войн". Она будет еще интереснее, еще актуальнее первой. Читатели - следите за журналом!
Заправились некачественным топливом - жалуйтесь в органы Госстандарта. Но помните: у вас должны быть веские доказательства, главное из которых - кассовый чек с АЗС. Его всегда можно получить, даже если вы платите по пластиковой карточке. Если чека нет - пиши пропало. Вы попросту не сможете доказать факт заправки.
Просишь заправить на 10.000 рублей - всегда зальют на 9980. Куда делась разница? Не спешите винить заправщиков! У колонки есть минимальная доза, допустим, 100 миллилитров. То есть, вы можете залить 1100 мл, 1200 мл, но 1250 никак не получится. Можете, конечно, считать это грабежом, но в данном случае все совершенно законно. Другое дело, если вы попросили залить ровно 10 литров, а вам залили 9 с половиной. Максимальная доза недолива по закону - 50 мл.
Некоторые автовладельцы привыкли хранить бензин в канистрах месяцами. Это неправильно. Октановое число уже через неделю хранения может снизиться на несколько единиц, особенно у тех сортов, которые содержат эфирные присадки (МТБЭ). Но к дизтопливу это не относится. Оно при хранении не портится годами.
Автор сценария Владимир ГУРЬЯНОВ
Оператор Михаил КОНЮХ
- Goblin
- Новичок
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 26 мар 2010, 00:17
Чисто "журналистская" статья (или фильм).
Глубокое знание предмета получено в результате двухдневной экскурсии на НПЗ.
Ну, слегка перемешались действительность, термины и понятия... Ерунда, народ схавает.
Глубокое знание предмета получено в результате двухдневной экскурсии на НПЗ.
Ну, слегка перемешались действительность, термины и понятия... Ерунда, народ схавает.
Сегодня - первый день оставшейся жизни!!!
-
VicT - Член клуба
- Сообщения: 6924
- Зарегистрирован: 01 сен 2005, 22:03
- Откуда: Понаехавший
- Мой автомобиль: БМВ
VicT
Статья протухла, как дерьмо мамонта: Фордклуб, vx » Пт июн 24, 2005 http://forum.fordclub.org/viewtopic.php?f=20&t=1450
Goblin
1-е сообщение - прощается. А вообще надо указывать ссылку на источник. И незачем пихать большой материал целиком, достаточно небольшой цитаты и ссылки.
Статья протухла, как дерьмо мамонта: Фордклуб, vx » Пт июн 24, 2005 http://forum.fordclub.org/viewtopic.php?f=20&t=1450
Goblin
1-е сообщение - прощается. А вообще надо указывать ссылку на источник. И незачем пихать большой материал целиком, достаточно небольшой цитаты и ссылки.
Carina E 1996 -> Avensis 1998, универсал 2.0i 3S-FE -> Avensis 2010, универсал
-
Vit - Пилот F1
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 27 дек 2006, 21:48
- Откуда: Полоцк
Вернуться в Обсуждение автомобилей Toyota
Похожие темы
Плавающие обороты на Toyota Auris 1.4 бензин
Форум: Auris I 2007-2012 г.
Автор: Marina2707
Ответы: 2
Электрика Toyota Prius
Форум: Toyota Prius
Автор: Sigizmund
Ответы: 0
Фары противотуманные , LED, оригинал Toyota
Форум: Стекла, фары, зеркала
Автор: Oxy_minsk
Ответы: 0
Срочно ищу задний подрамник Toyota Matrix 1.8 4wd 2005
Форум: Toyota Matrix
Автор: oferbah
Ответы: 1
Масла TOYOTA в Могилеве по низким ценам и с доставкой
Форум: Масла и другие жидкости
Автор: iceberg122
Ответы: 0
Форум: Auris I 2007-2012 г.
Автор: Marina2707
Ответы: 2
Электрика Toyota Prius
Форум: Toyota Prius
Автор: Sigizmund
Ответы: 0
Фары противотуманные , LED, оригинал Toyota
Форум: Стекла, фары, зеркала
Автор: Oxy_minsk
Ответы: 0
Срочно ищу задний подрамник Toyota Matrix 1.8 4wd 2005
Форум: Toyota Matrix
Автор: oferbah
Ответы: 1
Масла TOYOTA в Могилеве по низким ценам и с доставкой
Форум: Масла и другие жидкости
Автор: iceberg122
Ответы: 0
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2