В сознании многих отечественных автолюбителей прочно укрепилось мнение, что «паркетник» – это небольшая универсальная машина, по дизайну и дорожному просвету схожая с серьезными «проходимцами», но располагающая посредственными внедорожными возможностями. Отчасти это так. Однако из любого правила есть исключения.
Сегодня мы решили свести «лицом к лицу» два популярных автомобиля – Toyota RAV-4 и Kia Sportage первых поколений, которые, в принципе, считаются «паркетниками». Но не следует относиться к этим машинам слишком предвзято – в одной из них заложен неплохой вседорожный потенциал, а в другой – способности настоящего покорителя бездорожья.
Откуда ты, дружище?
В отличие от RAV-4, который является чистокровным «японцем», Sportage может быть родом не только из Кореи. Эта машина пользовалась высоким спросом в Европе, и ее производство с 1994 года наладили сначала в Германии, а спустя четыре года – в России (г. Калининград).
Обе модели были представлены тремя модификациями: «японец» – 3 и 5-дверным универсалом и кабриолетом, «кореец» – 5-дверным универсалом, его удлиненной версией Grand и кабриолетом. Открытые версии (кабриолеты) мы не рассматриваем, поскольку в Украине они встречаются редко.
Sportage построен в лучших традициях классических внедорожников – его кузов установлен на мощной лонжеронной раме, а снизу узлы и агрегаты закрыты прочными металлическими щитами. RAV-4 – классический «паркетник» с несущей конструкцией кузова. Оба автомобиля имеют оцинкованные панели, поэтому не следует особенно переживать по поводу их коррозионной стойкости. Кроме того, нижние части кузовов RAV-4 и Sportage защищены от песка и щебня декоративными пластиковыми накладками.
При покупке «японца» нужно обязательно проверить дверь багажного отделения. Она имеет большой «вылет», к тому же на ней закреплена тяжелая полноразмерная запаска, поэтому дверные петли со временем изнашиваются, из-за чего дверь проседает и плохо закрывается. А вот «кореец» лишен таких проблем – его запасное колесо закреплено снаружи на специальном кронштейне, поэтому петли крышки багажника не перегружены.
У них на все есть ответ
На фоне RAV-4 приборная панель Sportage выполнена из более дешевого пластика. По ощущениям посадка за рулем «японца» напоминает обычный легковой автомобиль. Сиденья снабжены неплохой боковой поддержкой и расположены низко. А вот эргономика в Sportage напоминает настоящие внедорожники, особенно высокая посадка на сиденьях и один «лишний» рычаг управления «раздаткой». Нужно отметить, что 3-дверная версия RAV-4 очень непрактична – на заднем сиденье, зажатом между колесными арками, смогут разместиться только двое пассажиров, да и багажник чисто условный – его объем всего 175 л! В этом отношении «5-дверка» куда лучше, хотя по вместительности все же проигрывает «корейцу», который превосходит ее по ширине, высоте и колесной базе.
Зато у 5-дверной модификации RAV-4 объем грузового отделения в «походном» состоянии на 53 л больше, чем у Sportage. Вместе с тем, для практичных автолюбителей корейцы создали версию Grand с удлиненным задним свесом, благодаря которому багажное отделение существенно увеличилось – с 347/640 л до 670/840 л против 400/650 л у «5-дверки» RAV-4.
Не уступает «кореец» своему конкуренту и по оснащению – в базовую комплектацию входят кондиционер, гидроусилитель руля, четыре электростеклоподъемника, электрорегулировки зеркал и центральный замок. Правда, вся эта электроника иногда может отказывать вследствие окисления электроконтактов разъемов.
А вокруг все японское
Покупателям RAV-4 особо выбирать не приходится – гамма силовых агрегатов ограничена двумя бензиновыми 16-клапанниками одинакового объема – 2,0 л (более мощная – форсированная версия). Sportage в этом отношении предлагает большее разнообразие – кроме двух бензиновых 8- и 16-клапанных моторов объемом 2,0 л, он оснащался еще и более экономичными дизельными двигателями – 2,0 л Turbo и 2,2 л. Кстати, покупателей «корейца» наверняка обрадует, что все его силовые агрегаты скопированы у Mazda, что служит залогом неплохой надежности. По утверждению мотористов, до «капиталки» они могут прослужить около 300 тыс. км. Не меньший срок службы демонстрируют и двигатели RAV-4.
В бензиновых двигателях Sportage при больших пробегах отмечался выход из строя датчика регулятора холостого хода, что проявляется в неустойчивой работе агрегата, а также прогорание прокладки выпускного коллектора. Других серьезных проблем в процессе эксплуатации моторы Sportage и RAV-4 не создают. Более того, они способны «простить» владельцам даже невнимательность – при обрыве ремня ГРМ «роковая» встреча поршней с клапанами не произойдет (исключение составляют дизельные двигатели «корейца»).
Обратим внимание, что обслуживание двигателей «японца» обходится дороже, так как плотная компоновка моторного отсека существенно усложняет проведение работ и нередко требуется применение специнструмента. Так, к примеру, даже за работу по замене ремня ГРМ придется выложить около $45 – почти вдвое больше, чем за ту же процедуру у «корейца». Кроме того, при проведении этой операции в RAV-4 нужно обследовать «помпу», которая также приводится в действие ремнем ГРМ.
Ты туда не едь!
По конструкции трансмиссии автомобили существенно отличаются. «Японец» снабжен постоянным полным приводом, позаимствованным у раллийной полноприводной Toyota Celica GT-Four, который оборудован межосевым дифференциалом. Благодаря такому «вооружению» RAV-4 уверенно чувствует себя на мокрых, скользких и заснеженных трассах. Может он проехать и вне дорог, хотя для штурма целины его арсенала все же недостаточно. В целом трансмиссия RAV-4 надежна и в процессе эксплуатации проблем не создает.
Для снижения себестоимости «корейца» снабдили трансмиссией Part Time 4 WD, не оснащенной межосевым дифференциалом. Как следствие, при поворотах разница в прохождении пути колес передней и задней осей компенсируется их проскальзыванием. Поэтому включать полный привод на твердом покрытии не рекомендуется – это приводит к повышенному износу трансмиссии и шин. В разных версиях передняя ось подключается по-своему. Самые беспроблемные – ступичные муфты (блокируются вручную) и дистанционный механизм (подключается рычагом раздаточной коробки). А вот вакуумные муфты, устанавливаемые после 1998 года и позволяющие подключать переднюю ось на скорости до 80 км/ч, менее надежны. В них нередко нарушается герметичность сальника, что приводит к попаданию внутрь влаги и грязи и в итоге выводит узел из строя. Раздаточная коробка имеет пониженный ряд передач, а задний мост оборудован самоблокирующимся межколесным дифференциалом. Благодаря такому неплохому «джиперскому» арсеналу Sportage способен уверенно двигаться вне асфальтовых дорог, штурмовать раскисшие проселки или песчаные дюны.
Дорогое удовольствие
Оба автомобиля оснащались 5-ступенчатыми механическими и 4-ступенчатыми автоматическими КПП. На «японцах», эксплуатирующихся в Украине, можно встретить как «механику», так и «автомат», а вот АКПП на «корейцах» – явление редкое.
При своевременном обслуживании (замене масла в МКПП каждые 60 тыс. км, а в АКПП – каждые 40 тыс. км вместе с фильтром и прокладкой поддона картера) коробки передач «японца» служат долго. В отличие от «механики», в «автомате» раздаточная коробка имеет раздельную с КПП систему смазки, поэтому, заменив масло в АКПП, еще через 20 тыс. км нужно обновить смазку в «раздатке».
В целом, механические КПП «корейца» надежны, хотя сальник кулисы рычага переключения передач не отличается долговечностью. Его замена – дорогое удовольствие: за работу придется выложить $100, поскольку для этого необходимо снимать КПП. Масло в «механике» и «раздатке» меняется каждые 40 тыс. км.
Придется быть заботливым
Благодаря независимой передней и задней подвеске RAV-4 отличается хорошими устойчивостью и управляемостью – на асфальтовом шоссе и при прохождении виражей он запросто даст фору Sportage. Хотя за пределами шоссе более практична подвеска «корейца», которая проектировалась с прицелом на бездорожье: как у многих серьезных «проходимцев», в Sportage сзади установлен неразрезной мост, а вот впереди применили независимую подвеску. Причем «ходовая» наделена неплохим ресурсом. К примеру, даже шаровые опоры могут «пробежать» 60 – 80 тыс. км. Правда, замена верхней «шаровой» обходится в два раза дороже нижней, так как эта деталь поставляется вместе с рычагом. Слабое место задней подвески – ненадежные пружины, которые могут сломаться.
Подвеска «японца» также служит неплохо – даже втулки стабилизатора поперечной устойчивости могут «выходить» до 40 тыс. км. Вместе с тем, «ходовая» RAV-4 более затратна в обслуживании. Специалисты рекомендуют каждые 40 тыс. км посещать сервис, чтобы проверить развал передних и задних колес и смазать механизмы их регулировок. Если этого не делать, то со временем, как правило, закисают эксцентриковые втулки механизма регулировки углов установки задних колес, из-за чего приходится срезать приржавевшие болты болгаркой и менять нижнюю тягу, в сайлент-блоке которой установлены эти втулки.
«Острое» рулевое управление «японца» провоцирует к активной езде, а вот у «корейца» оно менее информативное. В рулевом управлении RAV-4 со временем разбивается втулка рулевого вала, а также может дать течь сальник червячного механизма. При этом придется демонтировать весь механизм. При частой езде по бездорожью втулки «маятника» рулевого механизма в Sportage долго не служат.
Что важнее?
Итак, подведем итоги. Toyota RAV-4 – классический «паркетник» для автолюбителей, которые чаще ездят в городе и предпочитают динамичную езду, а выбираясь за пределы твердых дорог, не планируют месить грязь, штурмуя раскисший проселок. Обслуживание этого «паркетника» обходится дороже, чем его корейского конкурента.
А вот Kia Sportage куда ближе к классическим «проходимцам». Присмотреться к нему стоит тем покупателям, которые нуждаются в универсальном транспортном средстве с хорошей проходимостью, но при этом не собираются тратиться на большой и дорогостоящий вездеход и участвовать в ралли-рейдах по бездорожью. Цена Kia Sportage доступнее, чем японского конкурента. Порадует «кореец» и высокой надежностью.
История Toyota RAV4
- 1994. Новая модель Toyota RAV-4 представлена 3-дверным универсалом.
- 1995. Дебютирует 5-дверная модификация.
- 1996. Мощность 2,0-литрового мотора увеличили до 165 л. с.
- 1998. Рестайлинг. Гамму модификаций дополнил кабриолет
- 2000. Стартует второе поколение Toyota RAV4.
История Kia Sportage.
- 1993. В Корее начат выпуск Kia Sportage.
- 1994. Производство Sportage налажено в Германии.
- 1995. Автомобиль агрегатируют турбодизелем объемом 2,0 л (83 л. с.).
- 1998. Рестайлинг: новые бамперы, установка расширителей колесных арок и повторителей указателей поворотов. Серийно устанавливается ABS. Начат выпуск Sportage в Калининграде (Россия).
- 2003. Завершено производство Kia Sportage.
- 2004. На Парижском автосалоне дебютирует второе поколение Sportage.
Характеристики | Toyota RAV-4 | Kia Sportage |
---|---|---|
Тип кузова | универсал | |
Дверей/мест | 5/5 | |
Габариты, мм | 4115/1695/1660 | 4400/1730/1695 |
Колесная база, мм | 2410 | 2650 |
Клиренс, мм | 200 | 210 |
Масса снаряженная, кг | 1220 | 1440 |
Масса полная, кг | н.д. | 1930 |
Объем багажника, л | 400/650 | 347/640 |
Объем топливного бака, л | 62 | |
Тип привода | постоянный полный | задний, подключаемый полный |
КПП | 5-ст. механика или 4-ст. автомат | |
Тормоза передние/задние | дисковые вентилируемые/ барабанные | |
Подвеска передняя/задняя | независимая/независимая | независимая/зависимая |
Шины | 215/70 R16 | 205/75 R15 |
Двигатели бензиновые 4-цилиндровые: | 2,0 л 16V (128 л.с.), 2,0 л 16V (165 л.с.) | 2,0 л (95 л.с.), 2,0 л 16V ( 128 л.с.) |
Двигатели дизельные 4-цилиндровые: | нет | 2,0 л Turbo (83 л.с.), 2,2 л (68 л.с.) |
*Указаны данные модификаций с 5-дверным кузовом универсал |
Итоги | Toyota RAV-4 | Kia Sportage |
---|---|---|
Кузов | + Оцинкованный кузов | |
– Маленький багажник 3-дверной версии | + В основе кузова лежит мощная лонжеронная рама | |
Салон | + Качественные отделочные материалы | + Богатое базовое оснащение |
+ Удачная эргономика водительского места | + Вместительный салон | |
Двигатель | + Неприхотливые двигатели | + Надежность моторов |
– Отсутствуют экономичные дизельные версии | – Недолговечные датчики регулятора холостого хода | |
– Возможно прогорание прокладки выпускного коллектора | ||
Трансмиссия | + Постоянный полный привод | + Наличие пониженного ряда передач, самоблокирующийся задний межколесный дифференциал |
+ Наличие блокировки межосевого дифференциала | + Хорошая проходимость | |
– Невысокая проходимость | – Нет межосевого дифференциала | |
– Ненадежные вакуумные муфты | ||
Подвеска | + Надежная и долговечная | |
+ Хорошая устойчивость | + Неприхотливая | |
– Подвеска требует регулярного обслуживания | — Возможна поломка задних пружин | |
Рулевое управление | + Хорошая управляемость | – Недостаточная информативность рулевого управления |
– Может дать течь сальник рулевого механизма | – При частой езде по бездорожью втулки «маятника» рулевого механизма долго не служат. |
Источник: Журнал «Автоцентр»